Электронный сторож

Автолюбители-туристы и шоферы-профессионалы знают, что в ночное время часто совершаются наезды на автомашины, стоящие из-за аварии или по другой причине на боковой стороне дороги (сигнальные фары обычно выключаются, чтобы «не посадить» аккумуляторы). Для предупреждения наезда идущего по дороге транспорта на такую машину можно оградить место ее стоянки двумя электронными фонарями-мигалками.
Электронные мигалки весьма экономичны, и их можно подключать к аккумуляторной батарее автомобиля без боязни «посадить» ее или к батарейкам для карманных фонариков.
Принципиальная схема электронной мигалки-сторожа и ее конструкция показаны на рис. 10.

Рис. 10. Электронный сторож

Основой электронной схемы является мультивибратор, собранный на двух транзисторах Т1 и Т2, и усилитель мощности на транзисторе Т3, в коллекторную цепь которого включена нагрузка-прерыватель[1]. Нагрузкой транзистора Т3 является обмотка малогабаритного реле Р. Для прибора подойдет любое электромагнитное реле, надежно срабатывающее от напряжения 2,5–3 в при токе 30–40 ма и имеющее одну группу контактных пластин, работающих на переключение. Все транзисторы, применяемые в приборе, типа П13—П16.
Электрические данные цепочек R2 — С1 и R4 — С2 подобраны таким образом, что мультивибратор генерирует колебания несимметричной формы.
Транзистор Т2, работающий в режиме переключения, остается запертым в течение времени, пока конденсатор С1 разряжается через цепочку резисторов R2 и R3 (примерно около 1 сек). Время, в течение которого транзистор Т2 бывает открыт, определяется величиной резистора R4 и емкостью конденсатора С2 и равно примерно 0,5 сек.
Пульсирующий ток, возникающий в эмиттерной цепи транзистора Т2, подается непосредственно на базу транзистора Т3, вводя его в насыщение, когда Т2 открыт, и запирая, когда Т2 заперт. При этом якорь электромагнитного реле Р, включенного в коллекторную цепь транзистора Т3, то притягивается к сердечнику, то. отходит от него. Контактная группа реле включает и выключает сигнальную лампочку Л1.
При использовании источника питания напряжением 9 в в цепь коллектора транзистора Т3 для ограничения коллекторного тока включается резистор R6* величиной 200 ом. Фонари выполняются по форме дорожного знака «прочие опасности». Переднюю и заднюю стенки корпуса фонаря 1 можно вырезать из прозрачного или «молочного» органического стекла толщиной 3–5 мм в виде равностороннего треугольника, сторона которого должна быть равна 120–150 мм.
Внутренняя поверхность этих стенок окрашивается лаком — треугольник светлым красным, восклицательный знак черным и, когда они подсохнут, вся поверхность покрывается светлым желтым лаком. При окраске следует соблюдать пропорции, установленные для этого дорожного знака.
Лицевые стенки 1 приклеиваются к двум боковым стенкам 2, вырезанным из более толстого оргстекла и покрашенным светлым желтым лаком. Основание 3 выполняется в виде плоской коробки, сделанной из пластмассы или согнутой из металла. На крышке основания монтируется патрончик 4 с низковольтной лампочкой 5, например МН14 (3,5 в, 0,16 а). Внутри основания 3 монтируется электронная схема и источник питания или выводятся клеммы для присоединения проводов, подключаемых к автомобильной аккумуляторной батарее.
Верхняя часть корпуса прикрепляется к основанию болтами 6. Сам же фонарь устанавливается на треноге 8, для чего в основании укрепляется обойма 7 с резьбой.